Вчера МАК опубликовал предварительный анализ расшифровки самописцев с учётом действовавших на момент катастрофы погодных условий. www.mak.ru/
читать дальшеСМИ сплошь запестрели информацией, что причиной катастрофы Ту-204 стал отказ реверса, однако это совсем не так. Реверс на турбовентиляторных двигателях даёт очень малый прирост замедления: для Ту-204 всего 10% общего тормозного усилия (а на А-320 лишь 5%), основной упор делается на тормоза - колёсные и воздушные. Причина катастрофы кроется именно в их отсутствии. Пилоты старались совершить касание без перегрузки (за это очень сильно ругают руководители, не понимая, что плотная посадка, а не притирка к ВПП полезна конструкции самолёта и оказывает огромное влиение на безопасный исход полёта ещё на стадии снижения по глиссаде) при довольно сильных порывах бокового ветра справа. Самолёт коснулся бетона левой опорой (стойка обжалась, концевик выдал соответствующий сигнал), затем опустилась носовая опора, а вот от правой основной стойки сигнала всё нет и поэтому:
а) не перекладываются створки реверса;
б) не выпускаются интерцепторы;
в) нет давления в тормозах правой стойки шасси.
Пилоты ошиблись переведя рычаг управления реверсом (РУР) сразу в положение максимального реверса, не контролирую при этом положение створок, чем дважды нарушили РЛЭ самолёта. В итоге створки реверса не отработали, а вот двигатели отработали (им положение створок пофиг) и вышли на номинальный режим. При морозной погоде, нормальном состоянии ВПП и встречном ветре на номинале можно взлетать! Воздушное судно начало разгоняться, сигналы обжатия исчезли (саомлёт "вспухает", пилоты в ступоре попробовали ещё раз выключить-включить реверс, а тут и полоса закончилась. Самолёт выскочил на грунт, его тряхнуло, стойки обжались, концевики выдали сигнал на обжатие, и за те несколько сот метров до насыпи дороги скорость снизилась с 240 до 190 км/ч.
Выпусти пилоты интерцепторы вручную - самолёт прижало бы к полосе, сработали бы и тормоза и реверс. Но...
Катастрофе способствовала и конструкция самолёта, определяющая посадку только по концевикам обжатия стоек шасси (а можно было увязать на раскрутку колёс, на показания приборной скорости при условии посадочной конфигурации...). Аэрофлот ещё при СССР понял, что с Ту-204 всё очень-очень грустно и в 1987 г. закупил партию А-310.
Катастрофа Ту-204. Что и требовалось доказать...
Вчера МАК опубликовал предварительный анализ расшифровки самописцев с учётом действовавших на момент катастрофы погодных условий. www.mak.ru/
читать дальше
читать дальше