"Пусть вас помнят здесь, приносят свечи...
Шум винтов, "Антей" идёт на взлёт".
читать дальшеДоставив в Воронеж истребитель МиГ-31 в качестве учебного пособия для
обучения курсантов Воронежского военного авиационного университета,
основной и сменный экипажи возвращались на свой аэродром. Самолет
произвел взлет с аэродрома Балтимор в 20:51. Эшелон полета был задан 7
200 м. На 30-ой минуте полета, когда самолет находился в горизонтальном
полете на высоте 7 167 м с приборной скоростью 373 км/ч, произошло
резкое (менее чем за 2 сек.) отклонение руля направления с
возникновением левого крена, скольжения и боковой перегрузки. Экипаж
безуспешно пытался парировать увеличение углов крена и скольжения
отклонением баранки штурвала на 2/3 хода вправо и предпринял попытку
преодолеть усилия в 100 кг на педалях для отклонения руля направления в
нейтральное положение. Левый крен продолжал расти с угловой скоростью до
10°/сек, а боковая перегрузка возросла до -0,38 ед. за 3 сек. Самолет
приобрел тенденцию к снижению. Для его предотвращения экипаж отклонил
штурвал «на себя» и через 3 сек. обратно в исходное положение.
Вертикальная перегрузка увеличилась до 1,38 ед. Действия экипажа привели
к превышению допустимого угла атаки при глубоком скольжении и
сваливанию с переходом в штопор. В процессе неуправляемого падения
произошло отделение некоторых элементов конструкции планера. В 21:23
самолет упал в лес, полностью разрушился и загорелся. Катастрофа
произошла в 4,3 км от пос. Троицкое с азимутом 135° (координаты - 53°
15’ 47.6” 37° СШ 15’ 51.4” ВД) с уклонением влево от воздушной трассы
Р231 (ОПРС Тербуны – ОПРС Мал. Скуратово) 3 065 м. Столкновение с землей
произошло с углом наклона траектории 75°.
Причиной катастрофы самолета Ан-22А явился отказ системы управления,
выразившийся в нарушении работоспособности механизма
автотриммирования, что привело к резкому отклонению рулей
направления до значения 11,6 – 14,3°, развитию глубокого
скольжения с превышением критического угла скольжения и
энергичному кренению с переходом самолета на снижение по спиральной
траектории. Предпринятые в условиях приборного полета попытки
экипажа прекратить снижение самолета привели к выходу самолета на
закритические углы атаки, сваливанию и штопору.
Нарушение работоспособности механизма автотриммирования могло
быть вызвано разрушением кинематики привода датчика обратной связи или
крепления кронштейна датчика.
м-р Белов Андрей Анатольевич - КК
м-р Солдатов Сергей Петрович - КК
к-н Сморчков Алексей Сергеевич - ПКК
к-н Силенок Роман Игоревич - штурман-инструктор
ст. л-т Слиньков Игорь Сергеевич - штурман
к-н Харитонов Дмитрий Владимирович - бортинженер
ст. л-т Невидимов Сергей Сергеевич - бортинженер
к-н Домашин Дмитрий Павлович - бортинженер
ст. л-т Карпухин Юрий Анатольевич - бортинженер
к-н Байтулов Марат Мержакипович - бортинженер
к-н Иванов Евгений Владимирович - бортинженер
к-н Кондратюк Борис Анатольевич ст. воздушный радист